Современные методы работы на уроках русского языка и литературы

21 ноября в Симферополе на базе МБОУ «Открытый космический лицей» состоялся семинар для учителей русского языка и литературы по теме «Современные методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы». На мероприятии также подвели итоги конкурса «Методическая карусель». Семинар прошел при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда социальных инициатив «Крым-Москва».

Современному учителю, чтобы не отставать от жизни и быть интересным ученикам, необходимо успевать за новыми технологиями. Урок в школе XXI века должен быть образовательным, информативным, а еще интересным, веселым и разнообразным. «Учителям нужно все время держать руку на пульсе и соответствовать современным детям. Для этого мы проводим образовательные занятия и конкурсы, где педагоги имеют возможность поделиться друг с другом опытом и своими наработками. Месяц назад состоялся аналогичный семинар, посвященный сдаче ЕГЭ по литературе», – рассказала   руководитель проекта «Родным я русский назову» Галина Титаева.

Новые методы и приемы на уроках русского языка и литературы помогают лучше усвоить изучаемый материал. В своей работе современный учитель может использовать элементы различных технологий: развивающее обучение, опорные схемы, личностно-ориентированное обучение, рефлексивно-оценочные технологии, проблемное обучение, игровые технологии и т.д. Иногда педагог совмещает оригинальные методики обучения. Участники конкурса «Методическая карусель» подошли к заданию творчески и сняли видеоролики о том, какие они используют приемы на своих уроках.

Первое место заняла  работа Юлии Кузнецовой МБОУС(К)ОШ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», посвященная ментальным картам. Это специальная методика, позволяющая изображать объекты и связи между ними с помощью схем. «Больше 10 лет я работаю с людьми с ограниченными возможностями, стандартные методы нам не всегда подходят, поэтому приходится экспериментировать и искать что-то новое. Моим ученикам понравилось составлять ментальные карты, которые в силу психологических особенностей детей получаются разные. Информацию легче запоминать, когда она наглядно и структурно представлена на одном листе», – считает педагог.

Лучшим также назвали ролик Юлии Григоренко, МБОУ «СОШ №13», которая на своих уроках использует приемы критического мышления, совмещая их с элементами игровых технологий. Несколькими методами Юлия поделилась с коллегами. Игра «Светофор» или «Верю – не верю» помогает разобраться в том, что ученики усвоили. А чтобы проверка знаний не превращалась в наказание, учитель проводит словарную дуэль, только вместо пули использует словарные слова. Найти ответ на проблемный вопрос помогает «Скелет рыбы»: голова – проблема, верхние косточки – причины, которые к ней привели, нижние – возможные решения, а хвост – ответ на поставленный вопрос. «Преимущество технологии критического мышления в его интерактивном и активном процессе познания. Он пробуждает в ученике интерес к теме, помогает лучше осмыслить материал и составить собственное мнение, при этом развивается творческое начало», – считает Юлия Юрьевна.\

В современной школе остро стоит вопрос обучения детей командной работе. В группе сразу видно, кто старается быть активным, кто прячется за спиной товарища, обязательно найдется тот, кто откажется что-то делать. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Открытый космический лицей», руководитель Школы молодого учителя г. Симферополя Елена Устименко предлагает раздать ученикам роли, соответствующие их способностям.

– На уроках мы выбираем спикера, который берет на себя руководящую роль, секретаря, который должен все фиксировать письменно, обязанность хронометражиста – следить за временем. Также нам нужен консультант, иллюстратор, оператор и другие. Спикера я определяю психологическим путем: это либо самый сильный из учащихся, либо тот, кто нуждается в поддержке – он может, хочет, но боится. Таким образом, мы вселяем в него уверенность, – поделился своей методикой опытный педагог.

Учебные проекты развивают навыки исследовательской и творческой деятельности, умение объединять знания, нацеливает решать конкретные задачи. Групповой проект помогает учащимся найти общий язык, учит работать вместе, а индивидуальные – развивают умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Методист МБУ ДПО «ИМЦ» г. Симферополя, один из организаторов данного семинара, Ирина Челышева привела пример мини-проекта по русской литературе «Стул Робинзона Крузо» с описанием процесса труда. Ученик смастерил маленькую табуретку. Его напарница, наблюдая за работой, в этот момент выписывала цитаты из книги «Робинзон Крузо», сравнивая, как с этим справлялся персонаж произведения. «Реализация проекта «Слово», о котором также шла речь в выступлении, может помочь учащимся 11 класса в подготовке к сдаче итогового сочинения», – считает методист.

Интересным приемом преподавания специалисты считают лингвистическую сказку. По словам учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Галины Семеновой, лингвистические сказки развивают образное мышление, преподносят учебный материал в творческой форме, повышают интерес к предмету, улучшают орфографическую грамотность учеников.

– Лингвистические сказки особенно эффективны при изучении лексики, словообразования и морфологии, а также при формировании орфографической зоркости. Сказки помогают оживить слово. Но, тем не менее, использовать сказки на каждом уроке не рекомендуется, это может создать иллюзию несерьезности правил изучения русского языка. Полезным в развитии речи, считаю, сочинение учащимися собственных лингвистических сказок,  – рассказала учительница.

Новый подход на современном уроке литературы предложила к.ф.н., доцент, преподаватель КФУ им. В.И. Вернадского Наталья Жукова. Это гештальт – метод, пришедший из психологии. Дословно означает  целостный образ, обретение собственной целостности. По словам преподавателя, осознавать текст, воспринимать педагога ученику мешают так называемые сопротивления: конфлюэнция –  невозможность отделить себя, своих переживаний, от других людей; проекция – приписывание кому-то или чему-то своих мыслей, чувств, черт характера; интроекция – чужие идеи, установки, которые человек неосмысленно «заглатывает», чтобы они перестали действовать как внешняя угроза; дефлексия – уход от прямого контакта с собой или другим человеком.

– Эти сопротивления встают между учащимся и текстом. Одна школьница на ЕГЭ потеряла 10 минут времени из-за своего внутреннего конфликта. История в чеховском рассказе «Ионыч» вызвала у девочки болезненные воспоминания об отношениях с матерью. Или пример с рассказом «Детский сад» А. Куприна, где трагично умирает ребенок. У школьников включается механизм осуждения отца, который, по их мнению, должен был зарабатывать деньги для семьи, но ведь история не об этом. Наши личные ощущения перекрывают правильное восприятие текста, – подытожила Наталья Жукова.

В рамках семинара учителя и победители «Методической карусели» получили в подарок методическую литературу от Фонда Президентских грантов и от Фонда «Крым – Москва».

Олеся Гончарова

 

Предыдущая запись Не так легко, как кажется
Следующая запись Учителя ищут подход к современным детям